24 мая 2016 г.

Как я избавилась от привычки "зависать" в Интернете. Личный опыт

Что утверждает интернет об интернет-зависимости? Что это реальная болезнь, типа алкоголизма или наркомании. И, наверное, скоро зависимость человека от интернета внесут в классификатор болезней. Возможно, будут лечить медикаментозно и даже изобретут вакцину. А может, всё это уже существует? Эх, если бы... Судя по тому, сколько людей в метро, ресторанах, парках, детских площадках и кинотеатрах, а также в местах, где их никто не видит, заняты исключительно веб-сёрфингом, вакцины пока нет.

Да, конечно, среди этой кучи людей, уткнувшихся носом в мобильники и планшеты, сколько-то там процентов заняты реальным делом. Ну или хотя бы читают книгу. Но остальные просто убивают время. Общаются в соцсетях, играют, перескакивают с ссылки на ссылку, не запоминая прочитанного.

У меня тоже была эта привычка - бесцельно ползать в интернете. Я заходила на один сайт, потом по ссылке переходила на другой, потом оказывалась уже на двадцать пятом... Иногда, приходя в сознание в самый разгар веб-сёрфинга, я признавалась себе, что не могу вспомнить, почему оказалась именно на этом ресурсе и что мне здесь, собственно, нужно. А в это время в офф-лайне кипела жизнь: "убегал" суп на плите, ребёнок битый час просил поиграть с ним, пылилась недочитанная книга, ждала моего звонка мама...

Сильнее всего я "зависала" на новостях. Обманывая себя твёрдым убеждением, что читать новости мне необходимо "по работе" (хотя работа с обязательным чтением новостей осталась в прошлом), я буквально пропадала на новостных сайтах. Например, просыпаясь, первым делом поверяла популярную новостную ленту. В течение дня могла открывать новости каждые полчаса, чтобы следить, как развиваются события того или иного новостного сюжета. По вечерам, воруя время у своего сна, я также не изменяла обычаю и жадно читала всё, чем порадовал или огорчил жителей Земли минувший день.

"Зато мне всегда есть что обсудить с мужем за ужином", - выписывала я сама себе сомнительный бонус. Ну, ей богу, не про детские же какашки с ним разговаривать! Я совсем забыла, что до моего мощного погружения в интернет, мы всегда без проблем находили темы для разговоров.

Но однажды, когда я залила ноутбук какао, читая новости за завтраком, меня озарило. Стало очевидно, что я всерьёз повредилась умом, раз даже пищу не могу принимать без новостей.



"Ирина, надо что-то делать!" - прорвался откуда-то из глубины сознания отчаянный вопль. Вероятно, мой напрочь зомбированный интернет-новостями мозг всё-таки нашёл резервы, чтобы защитить себя.

Так началась моё великое снисхождение в интернет-пустоту. Это был сложный путь. Для начала пришлось без обиняков признаться себе, что у меня интернет-зависимость, особенно сильная - от новостей. Я признала, что привычка читать новости в интернете дарит мне иллюзию всезнайства: я - на гребне информационной волны. Веб-сёрфинг замещал мне также нехватку общения: всё-таки отпуск по уходу за ребёнком имеет свои особенности и ограничения в коммуникационном плане.

Ущерб от интернет-зависимости я также признала в полном объеме. И речь здесь не о затратах на ремонт ноутбука. Главный урон был нанесён моей психике, невосполнимый урон - отпущенному мне времени. Посудите сами, я добровольно обрекла себя на кабалу, от которой оказалось непросто избавиться. Кроме того, изранила свою душу контекстом новостей, который на 99% у нас негативный. Что касается времени, то здесь и без объяснений всё ясно: пока я жила он-лайн, я не жила реальной жизнью. Меня здесь просто не было.

Попытки избавиться от интернет-зависимости я предпринимала неоднократно. Выглядели они так: я решала "с завтрашнего утра" заходить в интернет и читать новости только один раз в сутки! И хотя перед смертью, как известно, не надышишься, накануне вечером я сёрфила в сети с утроенной энергией. Но "один раз" превращался в два-три, когда я решала одним глазком глянуть в новости перед сном. Так я быстро скатывалась к прежнему режиму интернет-бодрствования, "средь шумного бала случайно" обнаруживая себя за чтением новостей.

Предприняв три-четыре таких попытки, я с ужасом поняла, что избавиться от интернет-зависимости по-настоящему получится лишь кардинальным путём. А именно - ВООБЩЕ ПЕРЕСТАТЬ ЧИТАТЬ НОВОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ. А ещё лучше  - в принципе не заходить в интернет в течение месяца, чтобы сформировать новую привычку.

И тут мне стало физически страшно. Что-то внутри меня нашёптывало, что лишать себя Интернета в век космических кораблей и роботов-пылесосов - верх безумия. Но безумием было бы продолжить жить так, как я жила. И я решилась в одно мгновение: как будто из бани в сугроб прыгнула - никакого интернета в течение месяца!

Ломка, уж простите за сленг наркоманов, у меня была жуткая. Мой внутренний предатель измучил нытьем и капризами. Он обзывал меня "дурой", которая не хочет нарушать данное себе обещание. Он издевался над моими принципами и не желал идти навстречу моей устойчивости. Каюсь, в течение первого месяца я раз десять едва не провалила миссию. И провалила бы, если бы не поддержка мужа, который с воодушевлением отнёсся к моему "эксперименту" и даже искал для меня нужные телефоны в интернете.

Примерно месяц спустя мне неожиданно полегчало. Сеть отпустила меня. Удивительное это оказалось чувство: мало того, что я не знала, что делается в мире, так я ещё ничего и не теряла от этого. Новости просто исчезли из моей реальности, а с ними - треволнения, пустые разговоры и хлопоты о чужой жизни. Оказалось, что у меня теперь океан свободного времени, на нехватку которого я раньше обожала жаловаться. Я снова стала много читать, и переделала за месяц дела, которые ждали своего часа не один год.

Через неделю будет ровно три месяца, как я выбрала для себя свободу от интернет-новостей. Конечно, я не стала доводить благое начинание до абсурда и лишила себя удовольствия стать интернет-отшельником. Не люблю крайности. Да ведь и решись я на такое, вы бы не читали этот текст.

Питаю иллюзию, что не сорвусь и продолжу свой путь к свободной жизни в реальном времени.

А у вас подобный опыт был?

Комментариев нет:

Отправить комментарий